Вы здесь: Главная » Аналитика » Проект Кодекса поведения мультинациональных корпораций Конференции ООН по торговле и развитию
Проект Кодекса поведения мультинациональных корпораций Конференции ООН по торговле и развитию
Правовое регулирование деятельности транснациональных
корпораций является составной частью предмета международного инвестиционного
права, изучающего международные инвестиционные отнош
ения, так как невозможно
создать полноценный международно-правовой режим иностранных инвестиций,
исключив из сферы его действия правовое регулирование мультинациональных
корпораций.
Проект Кодекса является продуктом деятельности системы органов ООН, а именно Конференции ООН по торговле и развитию. Кроме того, он олицетворяет собой попытку достижения компромисса между интересами транснациональных корпораций, стран их происхождения и стран получателей иностранных инвестиций в области регулирования деятельности мультинациональных корпораций. Несмотря на указанное обстоятельство, большинством исследователей он воспринимается как проект правового акта, который в большей степени учитывает интересы получателей и стран получателей иностранных инвестиций, чем интересы корпораций и стран их происхождения, что, в свою очередь, обусловлено тем, что проект Кодекса разработан Конференцией ООН по торговле и развитию - постоянным органом ООН, механизм принятия решений в котором основывается не на взвешенном, а на равном голосовании всех участников рабочих органов Конференции.
Преамбула проекта Кодекса определяет, что целью его является "максимизация вкладов мультинациональных корпораций в экономическое развитие и минимизация негативных последствий деятельности указанных корпораций". Акцент на негативных последствиях сделан по той причине, что "мультинациональные корпорации могут содействовать экономическому развитию только при условии, что их деятельность сообразуется с экономической политикой государств(а) их пребывания и что есть реальные механизмы контроля, позволяющие избежать негативных последствий их инвестиционной деятельности".
Сфера применения проекта Кодекса определена в ст. 49: "Во всех вопросах, относящихся к Кодексу, государства, действуя по доброй воле, будут соблюдать свои международные обязательства, включая общепризнанные международно-правовые нормы и принципы". Данное обстоятельство подчеркивает тесную связь международного инвестиционного права с иными формами международно-правового регулирования, в том числе существующими в сфере публично-правового регулирования. Представляется, что взятая на себя сторонами обязанность соблюдать международные обязательства подразумевает соблюдение много- и двусторонних соглашений по вопросам защиты и поощрения иностранных инвестиций.
Основанием для такого заключения служит то обстоятельство, что соблюдение и исполнение сторонами обязательств, взятых в соответствии с международными соглашениями, является их международно-правовой обязанностью. В литературе справедливо отмечается, что обязательства, вытекающие из двусторонних договоров о защите и поощрении иностранных инвестиций, являющихся источниками международного инвестиционного права, признаются международными, так как международные обязательства возникают из международных соглашений в отношении субъектов частноправовых связей, которые облечены в международно-правовую форму.
Учитывая развитие международного инвестиционного права, следует уделять более пристальное внимание принципам, нормам и обычаям международного инвестиционного права, развивающимся на основе двусторонних соглашений об иностранных инвестициях. Таким образом, понимание термина "международные обязательства" в контексте проекта Кодекса должно включать в себя обязательства, вытекающие из двусторонних договоров о защите и поощрении иностранных инвестиций.
Из сказанного следует, что формулировка "общепризнанные международно-правовые нормы и принципы" применительно к иностранным инвестициям является рамочной, поскольку в любой сфере правового регулирования применение правовых норм и принципов в качестве источника права основано в первую очередь на признании их таковыми. Очевидно, что на сегодняшний день в преобладающем числе государств существует единое понимание того, что является общепризнанной международно-правовой нормой или принципом международно-правового регулирования в сфере иностранных инвестиций, что, однако, не исключает возможности спора по вопросам признания норм, принципов и обычаев международного инвестиционного права между отдельными инвесторами. Соответственно, утверждение о том, что существование минимального международно-правового стандарта регулирования иностранных инвестиций широко признано, можно рассматривать лишь в качестве преобладающей точки зрения.
Примечательно, что проект Кодекса содержит ряд принципов, которые признаны всеми участниками, участвующими в инвестиционных связях. Таким образом, следует вести речь о постепенном, поступательном признании принципов в формирующемся международном инвестиционном праве.
Следует упомянуть принцип, заложенный в ст. 7 проекта Кодекса: "Транснациональные корпорации будут учитывать принцип национального суверенитета стран, в которых они осуществляют свою деятельность, и суверенное право каждого государства осуществлять постоянный суверенитет над своими природными ресурсами". Речь идет в том числе и о том, что в большинстве государств национально-правовые источники содержат материально-правовые нормы, регламентирующие международную инвестиционную деятельность и исключающие применение иностранного права. Необходимо отметить, что приведенный принцип согласуется с обязанностями государства соблюдать принятые им на себя обязательства в соответствии с много- и двусторонними соглашениями об инвестициях.
Единственное, что остается предметом разногласий в данной области, - это вопрос о том, создают ли складывающиеся между получателями инвестиций и мультинациональными корпорациями договорные отношения частноправового характера обычаи международного инвестиционного права. В исследованной по данной проблеме литературе подчеркивается, что преобладающая точка зрения заключается в том, что подобные договорные отношения не формируют обычаев международного инвестиционного права.
Проект Кодекса содержит еще один признанный принцип международного инвестиционного права, распространяющий свое действие на частноправовые отношения с участием мультинациональных корпораций, - принцип невмешательства частного иностранного инвестора в экономическую деятельность получателя инвестиций, а также во внутренние дела государств получателей иностранных инвестиций и недопустимости влияния частного иностранного инвестора на получателя инвестиций и на государства получателя инвестиций.
Ст. 16 проекта Кодекса признает данный принцип с оговоркой: принцип невмешательства должен пониматься как позволяющий мультинациональным корпорациям законным образом влиять на инвестиционный процесс и процесс принятия государством получателя инвестиций определенных экономических решений, затрагивающих интересы сторон инвестиционной деятельности. Для этого в статье специально предусмотрено, что "транснациональные корпорации не будут вмешиваться в инвестиционный процесс при условии, что законодательство и административная практика государств их пребывания без предубеждения трактуют их предпринимательскую деятельность".
Вопрос компенсации при национализации иностранных инвестиций рассмотрен в проекте Кодекса с той точки зрения, что указанная проблема всегда была спорной не только для импортирующих капитал стран, но и для развитых стран - экспортеров капитала. Объясняется это тем, что в доктрине незыблемым является положение о том, что суверенные государства имеют право экспроприировать или национализировать средства иностранного инвестора в рамках своей юрисдикции и компетенции и что адекватная полагающаяся компенсация должна быть выплачена иностранному инвестору государством, которое инициировало экспроприацию или национализацию.
Практика международных связей убеждает, что не имеется убедительных и достаточных доказательств того, что компенсация при экспроприации или национализации - установленный принцип международного инвестиционного права. Следует отметить, что процедура экспроприации или национализации, а также компенсации, как правило, присутствует в национальном законодательстве каждого конкретного государства, однако вопрос о ее соблюдении в существующей системе международных инвестиционных связей находится исключительно в компетенции национальных властей. Примечательно, однако, то обстоятельство, что проект рассматривает вопросы частноправового характера, относящиеся к статусу частной собственности в виде иностранных инвестиций, и регламентирует вопрос, который ранее решался исключительно в рамках национально-правовых систем. Налицо большая роль частноправовых элементов регулирования в международно-правовых формах регламентации инвестиционной деятельности, осложненной иностранным элементом, которые совместно с национально-правовыми формами образуют комплексное правовое явление международного инвестиционного права.
Помимо уже указанных отличительных особенностей, проект Кодекса специально подчеркивает, что разрешение споров по предмету правового регулирования должно достигаться в национальных судебных органах либо, при условии, что стороны спора не договорятся о другом, "такие споры могут быть разрешены путем использования иных взаимосогласованных процедур" (ст. 59 проекта Кодекса).
Очевидно, что мультинациональные корпорации, учитывая масштабы и объемы их операций, зачастую сталкиваются с трудностями, когда должен соблюдаться принцип верховенства национального права страны получателя инвестиций в вопросах, относящихся к правовому регулированию деятельности мультинациональных корпораций. Следовательно, указание проекта Кодекса на то, что все споры должны разрешаться в первую очередь национальными судами, не является удовлетворительным решением, особенно с точки зрения мультинациональных корпораций, которые на практике активно используют альтернативные судебные процедуры разрешения споров - переговоры, арбитраж, консультации, институциональные механизмы разрешения споров, например Орган разрешения споров в ВТО и т.д., то есть институты международно-правового характера, понимаемого в широком смысле и включающего в себя международно-правовые акты по вопросам иностранных инвестиций.
Приведенный выше анализ положений проекта Кодекса приводит к заключению о том, что все цели правового регулирования деятельности мультинациональных корпораций нашли свое отражение в проекте Кодекса.
Таким образом, завершая анализ проекта Кодекса, можно сделать вывод о том, что под целями правового регулирования деятельности мультинациональных корпораций в международном инвестиционном праве следует понимать: 1) обеспечение предсказуемости, стабильности и прозрачности принципов, правил и норм, в соответствии с которыми транснациональные корпорации осуществляют свою предпринимательскую деятельность; 2) обеспечение согласованности действий транснациональных корпораций с требованиями общественного порядка (ordre public) индивидуальных государств и с требованиями публичной политики, основанными на положениях международных соглашений, появившихся в результате деятельности международных организаций и заключения двусторонних договоров об инвестициях; 3) обеспечение совместимости принятых государством (сообществом государств) мер в отношении иностранных инвестиций с национальными системами экономического регулирования с учетом процессов глобализации и либерализации в мировой экономике; 4) разрешение споров и конфликтов, возникающих в процессе применения национально-правовой и международно-правовой систем к регулированию международных инвестиций.
Данный проект правового акта не дает приемлемых ответов на все вопросы, которые возникли в сфере международных торговых и инвестиционных связей с появлением мультинациональных корпораций. Таким образом, проект Кодекса не в полной мере отвечает противоречивым интересам самих частных инвесторов (корпораций), интересам получателей инвестиций, государств получателей и государств происхождения инвестиций в сфере международно-правового регулирования деятельности мультинациональных корпораций. Более того, проект Кодекса не отвечает на принципиальный вопрос, а именно: что необходимо сделать, чтобы посредством международно-правового механизма отразить правовые вопросы, относящиеся к прямым иностранным инвестициям и мультинациональным корпорациям?
Вместе с тем проект Кодекса на сегодняшний день представляет собой наиболее глубоко разработанный проект международно-правового документа, который посвящен вопросам правового регулирования деятельности мультинациональных корпораций с точки зрения комплексного подхода, основанного на сочетании частноправовых и публично-правовых норм. Представляется, что его положения необходимо учитывать при научной разработке проблематики международного инвестиционного права, а также в области национально-правового регулирования деятельности данных субъектов международных инвестиционных отношений.
Оформить микрокредит онлайн за 15 минут! Микрокредит от ведущей микрокредитной организации Манимен - до 50 тысяч рублей, на срок от 5 до 30 дней, от 1,8% в день, получение денег онлайн, на банковскую карту, банковский счет, qiwi ли бо через системы денежных переводов!
Похожие материалы:
Выгодные кредиты

Ренессанс Кредит
Кредит на 5 лет до 700 тысяч рублей. Ставка от 12,9% годовых! Всего по двум документам, решение через 10 минут!

Микрокредит за 10 мин.!
Удобный и быстрый кредит от 3 до 30 тыс. рублей на до 60 дней, деньги с доставкой на дом!

Микрокредиты MoneyMan
Небольшой кредит "до зарплаты" - до 50 тысяч рублей на срок до 18 недель. Ставка - от 0,59% в день!
Комментарии пользователей:
*Администрация сайта не несет ответственность за достоверность и правдивость комментариев пользователей,также мнение Администрации сайта может не совпадать с комментариями пользователей.
Банковские продукты онлайн
Главное сегодня:
Как оформить заявку на займ наличными онлайн в Кредито 24
Здесь мы расскажем как оформить займ онлайн наличными в Кредито 24. Условия получения и обслуживания микрокредита, основные моменты
Новости
-
12.Dec.17 18:19
Домклик от Сбербанка: скидка на ипотеку 0,3%
-
10.Jul.17 12:03
Новости банка "Югра" - временная администрация, мораторий
-
05.Jul.17 19:14
Совкомбанк сообщил о снижении ставок по кредитам
-
03.Jul.17 12:54
Банк "Ренессанс Кредит" объявил о снижении ставок по кредитам
-
13.Mar.17 16:18
ЦБ лишил лицензии Торговый Городской Банк
Последние комментарии
Публикации

Карта Тинькофф - кэшбэк в Алиэкспресс
В статье поговорим о преимуществах и недостатках карты Тинькофф -с кэшбэком в Алиэкспресс. Условия по кредитной и дебетовой карты AliExpress, как использовать с выгодой

Как я брал займ в MoneyMan: личный опыт
В статье рассказывается о личном опыте оформления микрокредита в компании MoneyMan, обзор условий, подробное описание кредитных продуктов. Расскажем о бонусах, уровнях

Займы наличными - как и где, получить денежную помощь
Что такое МФО и как оформить микрозайм, условия получения и как получить микрокредит через интернет